Print

Показатели оценки деятельности вузов Украины: верить или нет?

 

Систематическому контролю подвергаются не только студенты, но и все 347 высших учебных заведений Украины III-IV уровней аккредитации, ежегодно выпускающих молодых специалистов. Инициаторами подобного оценивания выступают как украинские, так и международные структуры. Своей фундаментальностью отметились на всеукраинском уровне – рейтинг «ТОП-200 вузов Украины» и «Рейтинг вузов Луганска Национальной Кадровой компании «Навигатор» – на региональном. Один из последних рейтингов вузов Украины «Рейтинг украинских Высших Учебных Заведений по уровню удовлетворенности образованием «Компас» был обнародован 26 сентября. Такое многообразие рейтингов и, соответственно, разных оценок вузов вносит неразбериху в информационное поле показателей работы, и, что важно, путает абитуриентов, делая для них еще более болезненным переход на новые правила вступления в вузы. Сегодня, открыв номер свежей газеты, не стоит удивляться тому, что один и тот же вуз может одновременно занимать противоположные позиции в разных рейтингах. Такая ситуация сложилась по нескольким причинам. Основным можно отметить многообразие рейтингов и абсолютную непохожесть в критериях и методах оценивания. В итоге и выводятся противоположные оценки. Все дело в том, что при проведении рейтинга, оценка деятельности проводится по своим, разным критериям и параметрам. Например, в рейтинге «200 лучших вузов Украины» (ТОП-200), который проводился независимой международной организацией ЮНЕСКО («Зеркало недели» №16-17 (695-696) 26 апреля 2008 г.), оценивание осуществляется по таким трем показателям: качество научно-педагогического потенциала, качество обучения, международное признание. В рейтинге вузов компании «Навигатор» руководствовались данными о высшем образовании руководителей предприятий Луганска. В пилотном рейтинге «Компас» («Сегодня» от 26 сентября 2008 г.) оценивание осуществлялось на основе трех показателей: оценки выпускников 2004-2007 годов, представителей компаний-работодателей и экспертов. Рейтинг лучших вузов Украины, опубликованный в журнале “Корреспондент” (№14 (303) от 12 апреля 2008 г.) основан на оценках лучших работодателей Украины. Также интересно, что в этом рейтинге основными образовательными центрами отмечены Киев, Донецк и Харьков. Тем не менее, Луганщине тоже есть чем гордиться. В образовательном плане в Луганске два классических вуза: Восточноукраинский университет имени Владимира Даля и Луганский национальный университет имени Тараса Шевченко. Бросается в глаза контраст расположения высших учебных заведений в разных рейтингах. Стабильность положения вуза в определенной десятке по нескольким рейтингам – свидетельство сильного вуза. Исходя из анализа рейтингов и критериев выбора того или иного вуза, можно сказать, что самыми авторитетными мнениями, по-прежнему, остаются мнения ведущих работодателей и представителей вузов. Например, по данным рейтинга «ТОП-200 вузов Украины», который основывается на статистических цифровых показателях деятельности вузов, Восточноукраинский национальный университет имени Владимира Даля занял 12 место (2007 год). В этом же рейтинге Луганский национальный университет имени Тараса Шевченко занимает 35 место. Исходя из оценок рейтинга, показатель ВНУ им. В, Даля по баллам – 21,1, что в 1,5 раза больше, чем в ЛНУ им. Т.Шевченко (14,4). Такой разрыв обусловлен различными показателями работы вузов. Например: важнейший показатель – штатный кадровый потенциал во ВНУ им. В. Даля составляет 113 докторов и 608 кандидатов наук (без совместителей), ЛНУ им. Т.Шевченко – 30 и 277 соответственно. Рейтинг Луганских вузов компании «Навигатор» определил степень востребованности выпускников тех или иных вузов в сфере управления. По данным этого рейтинга 61,66% руководителей и топ-менеджеров предприятий Луганска получили первое высшее образование во ВНУ им. В.Даля, а процент второго высшего также наивысший по Луганску и составляет 49,4%. Достаточно высокие показатели по этому рейтингу у Луганского национального аграрного – 17,02% и 12,8% соответственно. Наименьшее количество сегодняшних руководителей (всего 2,38%) получили первое высшее в ЛНУ им. Т.Шевченко. В сводном рейтинге «Компас» ЛНУ им. Т.Шевченко занял 11 место, ВНУ им. В.Даля – 15. Кроме сводного рейтинга опубликованы рейтинги по регионам и пяти направлениям специализации: менеджмент и экономика – 20 мест (212 ВУЗа), правоведение – 10 мест (88 ВУЗов), инженерные и технические специальности – 10 мест (108 ВУЗов), информационные технологии – 10 мест (99 ВУЗов), архитектура и строительство – 5 мест (31 ВУЗ). Главная цель рейтинга – не учитывать никаких количественно-качественных характеристик вузов – привела к унификации различных, порой несопоставимых, элементов. Так, в итогах рейтинга по пяти направлениям специализации, указанных выше, абсолютно не учитывалось количество специальностей. Например, в направление «менеджмент и экономика», авторы рейтинга включили 18 специальностей. И даже если вуз имеет их все, то он одинаково оценивается с тем вузом, который имеет пару специальностей по данному направлению. Для наглядного сравнения: ВНУ им. В. Даля имеет по направлению «менеджмент и экономика» 15 специальностей, образовательный уровень которых обеспечивается 13 докторами и около сотней кандидатов экономических наук, работающих на 13 кафедрах экономического профиля. А для ЛНУ им. Т.Шевченко эти показатели на порядок хуже: 2 специальности, один доктор и около десяти кандидатов экономических наук. «Компас» ничего этого не учитывает, сгребая всех под одну гребенку. И вывод поражает: по направлению «менеджмент и экономика» Далевский университет находиться на 15 месте, а ЛНУ им. Т.Шевченко – на 13! Нонсенс? Конечно! Дальше – интереснее. ВНУ им. В.Даля (наибольший и лучший в СССР, бывший Машиностроительный институт) имеет по сравнению с бывшим Педагогическим университетом по техническому направлению все показатели уже не на порядок, на целых два порядка выше. А вот по рейтингу «Компаса» они занимают по «инженерно-техническому» одинаковое (!), последнее место – 10. Главной целью рейтингового контроля является формирование объективного, независимого и открытого механизма общественного контроля качества высшего образования. Однако диаметрально противоположный результат вузов в разных рейтингах ставит ребром вопрос об их объективности. Например, в методике рейтинговой оценки вузов Украины «Компас» опрошено 1244 выпускника из 182 вузов. При этом всего рейтинге участвовало 228 вузов. Тогда на основе чьих мнений формировали оценку остальных 46 вузов? В рейтинге указано, что эти данные определялись на основе внешнего имиджа вуза и выпускников других вузов. Таким образом, чисто арифметически получается, что 20 % рейтинга – однобоки. А это, сами понимаете, значительный перекос в результатах. А нам, по старинке, очень хочется верить в правдивость и объективность рейтингов и исследований! Только вот новый век, в котором мы живем, предлагает другие, более грязные технологии влияния на общественное мнение, тем самым, переступая через все. В таком массовом потоке льющейся информации, мягко скажем, сомнительного рода и качества, немудрено заблудиться. Сложнее всего приходится абитуриентам и их родителям, которые подвергаются, прямо-таки, «мозговому штурму», слушая, как кто-то выдает желаемое за действительное. И прежде чем безоговорочно верить сказанному в рейтингах, нужно провести свой, хотя бы поверхностный анализ и критично взглянуть на предлагаемые субъективные оценки.